История музейного дела в России
Самым первым прообразом музея считается Оружейная палата в Москве. Первые упоминания о ней можно встретить в XVI веке. Но это не был музей в том смысле, как мы понимаем это сейчас: с мобильными стендами, стационарными витринами, экскурсоводами, надписями и табличками. Скорее, это было просто место для почетного хранения символов воинской славы и богатств нашей страны. К тому же сюда не мог прийти любой желающий.
Дальнейшая история развития музеев
Первый музей, доступный для общественного посещения, назывался "Кунсткамера", основал его Петр I (он же предоставил личное собрание ценностей в качестве первых экспонатов). Плата не взималась, поскольку цель была - просвещать людей. По слухам, приезжающих большими компаниями даже угощали чашкой кофе или рюмкой водки, вина за счет царя.
Большой вклад в развитие музейного дела внесла Екатерина II. Она закупила произведения европейской живописи и учредила Эрмитаж: посмотреть картины мог любой желающий (но в основном их смотрели, конечно, знатные люди или - в более редких случаях - мелкие чиновники).
В первой четверти XVIII века появилось множество частных коллекций: в основном там хранились трофеи Северной войны.
В XIX веке в России впервые появились именно ведомственные музеи. Государство и частные лица даже соперничали: кто будет воплощать ту или иную идею (так было, например, при организации музея по истории России в Москве; идею создания одобрил Александр II, но в итоге музей стал носить имя Александра III). Именно в Историческом музее появились первые настенные витрины. Хотя большие исторические полотна и скульптуры играли там не менее значительную роль.
С 1917 по 1990 гг. к музеям относились по большей части как к пропагандистским учреждениям. В 1930 г. был проведен первый музейный съезд, на котором такая концепция была окончательно утверждена. Особенно мощное развитие пришлось на 50-е гг., в которые многие музеи пришлось восстанавливать после войны.
На данный момент музейное дело уже не является частью пропагандистской машины. Идет поиск новых форм и в то же время делается существенный акцент на сохранение ценностей, которые были оставлены предками. Некоторые из фондов заново пересматриваются. Например, многие музеи периода СССР не могли предоставить полную информацию из-за пропагандистской направленности и идеологического контроля, и только сейчас удается получить доступ к ранее незаслуженно забытым архивам и ценностям. Появляются разрозненные частные коллекции, среди которых есть довольно интересные. Но пока нет полной информации в общей базе данных о точном составе и ценности предметов, которые в них хранятся.