Основные принципы планировки музейного зала
Правильная организация музейных залов позволяет привлечь больше внимания со стороны посетителей к некоторым объектам искусства и лучше их продемонстрировать. Для планировки используют мобильные стенды, разные виды витрин и другое вспомогательное оборудование. С его помощью выстраивают интересные композиции из экспонатов.
Организация внутреннего пространства музеев
Еще с XIX века были распространены два варианта планировки залов в музеях - сегментная и радиально-кольцевая. В первом случае выделяют несколько самостоятельных объемно-пространственных элементов, которые следуют друг за другом. Каждый из них представляет собой отдельную выставочную зону. Сегментная планировка может использоваться в том случае, если в музее экспонаты можно сгруппировать - картины, гончарные изделия, текстиль. Некоторые из них помещают на стены или пол, другие хранят в настенных витринах.
При радиально-кольцевой схеме выбирают центральный экспонат, который будет сразу притягивать к себе внимание. А по радиусам от него размещают более мелкие предметы, связанные с ним.
В современных музеях используют также свободно-живописную планировку. Она предполагает размещение предметов искусства так, чтобы они создавали определенный визуальный эффект - формировали фигуру, узор. Экспонаты в этом случае не группируют по принадлежности к определенному виду искусства. Их развешивают и расставляют в зависимости от их цвета, размера или формы, чтобы они составляли целостную картину зала.
Планировка должна быть простой, чтобы у посетителя была возможность осмотреть экспонаты выборочно, а не установленными группами.
Ведущую роль в организации пространства играет освещение. Лучше, если свет будет максимально естественным. Тогда все особенности экспонатов можно будет рассмотреть без искажений. В некоторых случаях свет направляют таким образом, чтобы все предметы были освещены сверху вниз. Если окон мало или они небольшие, то системы искусственного освещения располагают сверху и по бокам от экспонатов.