Как вести учет музейного фонда
Учет музейного фонда, регулируемый Федеральным законом N 54-ФЗ (статьей 6), начинается с первичной регистрации и маркировки экспоната. На этом этапе практически не возникает проблем при условии соблюдения зарегистрированных в Минюсте Единых правил.
Зона экспозиции и хранения
Важным аспектом учета предметов фонда является организация пространства в музее.
Экспонаты основного фонда обычно представлены в музейной экспозиции по тематике или эпохам. Для их хранения используются настенные витрины или витрины-шкафы, мобильные стенды, подвесные или другие. Все монтируется и размещается в соответствии с необходимыми условиями их хранения, музейным проектом и дизайном. Для промежуточного (инвентарного) учета требуется просто последовательно обойти все выставочные объекты, фиксируя факт их наличия по описи.
Экспонаты других фондов музея размещают в закрытых от посетителей зонах учреждения на маркированных стеллажах на основании логичного структурирования. Это, например, экспонаты:
- основного фонда в запасниках;
- научно-вспомогательного;
- фонда массовых археопредметов;
- экспериментального;
- иных фондов.
Учетные документы
В соответствии с требованиями регулирующих музейную деятельность органов ведутся следующие документы:
- главная инвентарная книга;
- книга поступлений предметов, принятых на временное хранение;
- акты приёма-передачи музейных предметов на постоянное хранение;
- акты приёма-передачи музейных предметов на временное хранение.
Дополнительно используются коллекционные или попредметные описи, некоторые другие документы и отчеты.
Автоматизация учета
Современный музей невозможно представить без компьютера со специальной программой учета, база данных которой позволит:
- быстро сориентироваться в предметах музейного фонда, каким бы огромным он ни был;
- оперативно получить полную информацию по любому экспонату;
- сохранить историю любого артефакта;
- получить необходимую отчетность при условии своевременного внесения в нее информации.
Информационные системы незаменимы в учете музейных фондов, но основные документы в обязательном порядке должны иметь бумажные аналоги.