Методы и технологии создания музейных экспозиций
Подготовка к выставке состоит из тщательной работы. Много внимания забирает планирование и организация экспозиционных комплексов. Для того, чтобы зрителям был интересно и удобно, используются спецоборудование и различные технические средства. В том числе диорамы, витрины, мобильные стенды и многое другое.
Цели и задачи
Экспозиционная деятельность направлена на диалог с потенциальным зрителем. Материалы презентуются силами организаторов и, казалось бы, это работа односторонняя. Но при умелом подходе каждый предмет способен пробудить глубочайшую аналитическую реакцию. Заинтересовать. Увлечь. Сподвигнуть к обсуждению.
Безусловно, сила влияния на гостей выставки во многом зависит от эффектности размещения информационных единиц как по отдельности, так и вкупе друг с другом. При компоновке экспонатной массы сотрудники музея руководствуются сложившимися правилами и традициями оформления залов.
Как выстраивается экспозиция
На сегодняшний день приняты следующие градации методов построения музейных экспозиций:
- коллекционный (систематический);
- научно-обоснованный;
- иллюстративный;
- ансамблевый;
- музейно-образный.
Зачастую возникает потребность группировать материалы особым образом. Допустим, множественно задействовать настенные витрины в нескольких залах одновременно. При этом сделать несколько броских акцентов на центральных витринах с круговым обзором. Такой способ притягивает внимание экскурсантов на каком-то редком экспонате, делает его ключевым символом реализуемой темы.
Время движется и не движется
Отдельный момент, касающийся продолжительности выставки, приходится решать заранее. Календарь мероприятий обычно формируется на полгода, а то и год вперед. Важно учитывать, является ли экспозиция постоянной (с местным хранением) или временная; стационарная или передвижная. Нередки случаи, когда экспонаты не терпят беглого, поверхностного знакомства с аудиторией.
Дополнительно к выбранному методу экспонирования следует продумать использование медиаоборудования. Иногда проекторы и голографические изображения усиливают произведенный эффект, а иногда лишь усложняют передачу смыслов. Всё зависит от контекста, масштабности и злободневности тематики, в рамках которой организован показ.