Подсветка экспонатов: как продумать и организовать
Разработка освещения музеев и галерей осложняется из-за специфики этих пространств. Естественного освещения обычно очень мало, помещения очень просторные, часто разделены на зоны: настенные витрины и пьедесталы по центр зала могут быть посвящены разным событиям, далеким друг от друга по тематике.
Что говорят нормы
В 2020 году введен в действие ПНСТ 392-2020. Документ нормирует светодиодное освещение музеев, это самый современный тип освещения. Светодиоды позволяют организовать грамотное освещение, к тому же дешевое в обслуживании.
Материалы разделяются по светостойкости на 4 группы. Самые чувствительные, например шелк или газетная бумага, и среднечувствительные - костюмы, рукописи, рисунки, большая часть исторических объектов - не должны испытывать на себе освещенность больше 50 лк. Малочувствительные - темпера, масло, кожа, шерсть, кость, часть пластмасс - могут без потери своих свойств выдерживать до 200 лк.
Для нечувствительных объектов, таких как металлы, стекло, керамика, минералы, нормы нет. Но это не значит, что освещать их можно как угодно: подсветка должна быть согласована с окружающим освещением и логикой экспозиции.
Подсветка экспонатов по возможности должна быть равномерной, цветовая температура в пределах от 2700 до 4500 К, коэффициент цветопередачи - не ниже 85, а лучше выше 95, коэффициент пульсации не больше 5 %.
Рекомендации по организации
Экспонат должен выделяться на фоне, но не сильно. Оптимально соотношение освещенности 2: 1. Это позволяет сделать акцент на объекте и при этом избежать лишнего драматизма.
Подсветка подбирается в зависимости от типа экспоната. Например, скульптуры обычно обычно подсвечивают спереди (контрольный свет), сзади (контражур) и сбоку. Боковой свет устраняет блики и тени от посетителей.
Также важно расположение световых приборов. Они не должны загораживать экспозицию, а расстояние до них должно быть таким, чтобы предметы не перегревались - это может их испортить.
Учитывайте, что подсветка не должна слепить зрителей. И, конечно, старайтесь выдержать настроение, которое вы хотите передать посетителям. Выделяйте наиболее значимые зоны, расставляйте акценты, привлекайте с помощью света внимание.
Заказать музейное оборудование, в том числе мобильные стенды, витрины, подиумы, вы можете у нас.